Алена Олешко
главный психолог Центра Виртуальной Синергетики
Алена Олешко, главный психолог Центра Виртуальной Синергетики, телефон, емейл


         

 

Итак, сегодня немного истории, немного историй, немного фактов и немного взглядов сквозь время. Знаете ли вы, как жить в мифическом времени? Знаете наверняка. Хотя бы потому, что вам каждую ночь снятся сновидения. Вы их можете запоминать, можете забывать, но они от этого не перестают вам сниться. А в сновидении беспредельно царствует мифическое время. Оно нелинейно, оно обратимо, оно циклично. В этом времени все смешивается и сосуществует. В нем мы говорим с умершими, умеем летать, гибнем и возрождаемся, общаемся с животными. И все эти чудеса нас удивляют только после нашего пробуждения. А в самом сновидении все то, что происходит, воспринимается естественно. Проснувшись, мы возвращаемся в свою привычную линейность и упорядоченность прошлого, настоящего и будущего.

Сновидения – это дверь в совершенно другое измерение нашей Души. Эта дверь большую часть нашей бодрствующей жизни заперта, и лишь некоторые специально тренируют более частый доступ к ней. Все наши предки ранее постоянно жили в мифическом времени. А есть народы и народности, которые по сей день обитают в мифической Вселенной, в которой нет прошлого, настоящего и будущего, а есть всего лишь ритмы Мироздания, пульсирующее сердцебиение Природы, задающие ритмы жизни этих народов, Порядок и правила Великого Обмена. Такой народностью являются Хайда, люди, населявшие и населяющие Хайда Гвайя. И именно с ними произошла удивительная история, великолепная в своей поучительности. Сквозь нее, как сквозь притчу, с нами разговаривает Сила Места, являющегося домом для этих людей. И пришло время ее рассказать. Потому что раньше эти острова имели название «Xaaydlaa Gwaayaay», что значит «Острова, Выходящие Из Забвения».

Начинаем. Было это в конце 18-го столетия, когда океаны бороздили бодрые искатели приключений и новых богатых и плодородных земель. Они снаряжали свои корабли и отправлялись в далекие путешествия, неся славу и богатство коронам, которые их благословляли на эти странствия. Один испанский корабль, сбившись с курса, обнаружил в Тихом океане, недалеко от берегов того, что мы сейчас называем Аляской, новую землю. На карте этой земли еще не было, но в силу разных причин испанский корабль не стал причаливать к ней и давать ей имя. А, как вы понимаете, дать имя земле – это значить сделать ее своей. Испанцы видели подплывающие к их шхуне чудовищно огромные лодки, выдолбленные из цельных стволов деревьев, и людей, странного вида в них. Но корабль последовал дальше. Так Хайда Гвайя не стал достоянием испанской короны.

Англичане были проворней. Они появились там несколько позже, и, опасаясь Русской экспансии со стороны севера, поспешили дать названия этой новой земле. И была она наречена «Острова Королевы Шарлотты». И объявлена подданством Британской Короны. Вот и завязка нашей истории.

Англичане высадились на берег и осмотрелись. О! Они обнаружили восхитительное природное изобилие. Невероятные леса, с невероятными деревьями, потрясающие своими размерами. Беспредельно разнообразный животный мир. Изобилие морской жизни. И среди этого природного беспредела – заветный зверек! Морская Выдра! Да, зверь очень ценный и редкий! А в этом раю живет огромное количество этого живого золота!

Тогда англичане встретились с людьми Хайда. Встретились приветливо и дружелюбно. И договорились о торговле. Обмен для Хайда был не новостью. Они занимались им с другими племенами – своими материковыми соседями. А эти приветливые белые люди предлагают для обмена чудесные вещи, никогда ранее не известные индейцам. И торговля началась! Огромное количество шкурок Морской Выдры попадало на английские корабли. А взамен с этих кораблей в деревни индейцев отправлялся поток одеял и других благ западной цивилизации. И все бы ничего, если бы не два «но». Со временем Морской Выдры становилось все меньше и меньше. Торговля становилась все более жесткой. Индейцы предлагали что-то другое для обмена, но англичане ждали только ценный мех этого зверька. В конце концов, в водах вокруг островов Морская Выдра стала большой редкостью.

Но вот еще одна сторона, неявная, скрытая. Великий ритуал руководил материальной жизнью народа Хайда. Имя этому ритуалу – Потлач.  Этот обычай настолько невероятен и непостижим для нашего мировосприятия, что я обязательно посвящу ему отдельное повествование. А здесь необходимо сказать следующее. Все важные события, все переходы из статуса в статус, все Циклы и Ритмы требовали проведения Потлача. На Потлаче кто-то один (если это его индивидуальное событие) или все (если это общеплеменное событие) раздавали всем Дары. Все, что было добыто, заготовлено, изготовлено, построено. Все свои запасы и скарбы за сезон! Все раздавалось – искренне и от души! Это не преувеличение. Действительно все. Вся жизнь этого народа была чужда излишкам. Любым. А принципом Со-бытия друг с другом и Миром была Умеренность. Эту Умеренность и регулировал Потлач. Но то, что некоторыми Хайда выменивалось у англичан, тоже стало привносится в Потлач, а кое-что оставляться себе, как невостребованный излишек. Так проистекал первый акт нашей Истории.

Ну что ж, Выдр почти не осталось, многотысячелетний Умеренный баланс Потлача начал искажаться, торговля поутихла и пришли миссионеры. Конечно, они начали образовывать народ Хайда, учить их языку, письменности и правильной вере. И еще кое-что принесли они с собой. Странные, неизвестные и тяжелые заболевания – оспу и туберкулез. На островах никогда не было этих заболеваний. И вспыхнула эпидемия. За несколько лет из 12 тысяч Хайда осталось только 700 человек. Остальные отправились в Мир Духов вслед за Морской Выдрой. Так Место первый раз исправило нарушившийся Баланс и восстановило Порядок. И наступило Время Тишины – так называют это время сами Хайда, выжившие после эпидемии.

Шли годы. Закончилась первая мировая война, с нее возвращались ветераны. И в Британскую Колумбию потекли потоки людей. Острова стояли вдали от этого движения, и затишье лесов пряталось в тумане, приходящем с Океана. Те Хайда, которые остались в живых, неся в себе веру и мироощущение своего народа, снова остались почти в одиночестве в своем Доме. Но канадское правительство решило им помочь. Ведь негоже сотне-другой людей жить вдали от цивилизации. Негуманно это! И был разрешен въезд на острова переселенцам. Особенно фермерам. Им выделяли огромные нарезы земли, которую они начинали возделывать. Но что же это? Плодородной, пригодной для возделывания земли, оказалось не так и много. Все леса, да затоки, да проливы, да источники горячие. И лишь на некоторых участках удавалось что-то вырастить. Но тут другая незадача. Острова слишком удалены от цивилизации. В мире – великая депрессия, экономический кризис. И вместо прибылей – сплошные убытки. Посидели фермеры, и отправились в другие места. Остались те немногие, которые занялись рыбным промыслом. Все остальные – съехали. Так Место второй раз исправило попытку нарушить Баланс и восстановило Порядок. Время Тишины продолжалось.

Но человек цивилизованный – неугомонное существо! Надо же что-то делать с этим изобилием Островов Королевы Шарлотты! Ага! Есть, что делать! ЛЕСА! Ну конечно, Красный канадский кедр, ель Ситка – крупнейшие, монументальные хвойные деревья. Лесные Люди – так их называют Хайда. И начался промысел. Доставили необходимую технику и лесорубов, и начался повал тысячелетних деревьев. Все таки какое-то развитие и использование ресурсов. Очень скоро Красный канадский кедр стал одной из самых ценных пород древесины во всем мире. Но опять незадача. Сначала Хайда, потом другие индейские племена, потом всемирная ассоциация Первых Наций почему-то начали бастовать и возмущаться.  И в начале 70-х годов прошлого века ЮНЕСКО обязало канадское правительство прекратить лесозаготовки на островах. Технику вывезли, лесорубы уехали. Так Место третий раз исправило нарушившийся Баланс и восстановило Порядок.

А в декабре 2009 года подошло к концу Время Тишины. Островам вернули их изначальное название – Хайда Гвайя – Место величественных деревьев, среди которых в идеальном Балансе сосуществуют все его обитатели. Место Мифического Времени и невероятной Силы. Место, обладающее неким надчеловеческим самосознанием, не допускающим нарушения Умеренности и изначального идеального Порядка.

Не знаю как для вас, но для меня эта история – великая Притча. Это голос чего-то, что гораздо больше человека или чего угодно, что может охватить человеческий мозг. С нами через эту историю говорит некий грандиозный планетарный Закон. И он учит многому. Это не только бережное отношение к окружающей среде. Не только и не столько. Это о многом в нашей повседневной жизни. Это об искушениях, на которые мы откликаемся, и которые незаметно заполняют нашу жизнь. И ведь правда, после Умеренности всегда наступает Искушение. Думаю, Ольга Давыдова откликнется на это из практики Таро.

Эта история об умении отдавать, не оставляя себе ничего.

Эта история об излишествах, которыми изобилует наша жизнь. И не только материальных. Нам много известно духовных излишеств последнего времени – одна духовная практика, другая, третья, и все мало, нужно еще к такому Мастеру и другому Мастеру, и в ашрам, и на ритрит. Да, это и о жадности тоже. И о многом другом.

Погружаясь в канву этой истории, а, особенно, находясь там, на Хайда Гвайя, можно отдаться Силе этого места и привести себя в соответствие Балансу и Порядку, без которых такие Места просто не существуют.

Высоко в небе над волнующимся морем летал Ворон. Он кружил в своем великом одиночестве, оглядывая пространства под собой. И, взмахнув крылом…